После хлеба самое важное для народа — школа.
Ж. ДАНТОН
•
Школа составляет громадную силу, определяющую
быт и судьбу народов и государства, смотря по основным
предметам и по принципам, вложенным в систему школьного
образования.
Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ
•
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего
поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
А. БАРБЮС
•
... наша школа должна давать молодежи основы
знания, уменье вырабатывать самим коммунистические
взгляды, должна делать из них образованных
людей.
В. И. ЛЕНИН
•
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию,
если бы оно было загнано только в школу и оторвано от
бурной жизни.
В. И. ЛЕНИН
•
Школа должна бороться за коммунизм с такой же волей,
с таким же мужеством, с таким же напряжением,
как и все наше общество. И с такой же радостью!
А. С. МАКАРЕНКО
•
Процесс социально-культурного роста людей развивается
нормально только тогда, когда руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки снова и уже сильнее
способствует развитию мозга.
М. ГОРЬКИЙ
•
Час работы научит большему, чем день объяснений,
ибо если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают
в пользу его ума: он становится философом, считая
себя только ремесленником.
Ж.-Ж. РУССО
•
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью
находить радость в труде, должен быть увенчан
лаврами.
Э. ХАББАРД
•
Учитель, образ его мыслей,— вот что самое главное во
всяком обучении и воспитании.
А. ДИСТЕРВЕГ
•
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных
им семян.
Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ
•
Хорошие учителя создают хороших учеников.
М. В. ОСТРОГРАДСКИЙ
•
Народный учитель должен у нас быть поставлен на
такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит
и не может стоять в буржуазном обществе... К этому положению
дел мы должны идти систематической, неуклонной,
настойчивой работой и над его духовным подъемом,
и над его всесторонней подготовкой к его действительно
высокому званию.
В. И. ЛЕНИН
•
Без доверия к учителю — учение не может давать добрых
плодов.
Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ
•
Я очень хотел бы, чтобы наша молодежь прочла древних
философов. Там бы она увидела, с каким вниманием
и почтением ученики относились к своим учителям.
М. И. КАЛИНИН
•
Уча других, мы учимся сами.
СЕНЕКА
•
Педагог — это тот человек, который должен передать
новому поколению все ценные накопления веков и не передать
предрассудков, пороков и болезней.
А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ
•
...воспитатель сам должен быть воспитан.
К. МАРКС
•
Воспитывающий должен сам обладать умом, большим
самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями.
М. П. ДРАГОМАНОВ
•
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным
учеником.
М. ГОРЬКИЙ
•
Плох тот учитель, который не учится или учится мало.
М. ГОРЬКИЙ
•
Только тот учитель и будет действовать плодотворно на
всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает
и ее любит.
Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ
•
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ
•
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во
всех отношениях.
К. Д. УШИНСКИЙ
•
Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Р. ЭМЕРСОН
•
Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти
у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо
проводит в жизнь свои воспитательные требования.
Н. К. КРУПСКАЯ
•
Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее
его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах,
тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых
якобы заботой о благе детей.
Я. КОРЧАК
•
Непосильные задания только развращают, приучают
к недобросовестному отношению к своим обязанностям.
Н. К. КРУПСКАЯ
•
Человек — не пустая бутылка, в которую можно влить
какую угодно жидкость.
Д. И. ПИСАРЕВ
•
Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать
их возрасту, иначе является опасность, что в них
разовьется умничание, модничание, тщеславие.
и. КАНТ
•
Есть истины, которые, как и политические права, не
передаются раньше известного возраста.
А. И. ГЕРЦЕН
•
Говорят, что лучшее правило политики — не слишком
управлять. Это правило столько же верно и в воспитании.
ЖАН ПОЛЬ
•
Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и
усовершенствовать память каждого обучающегося знанием
основных фактов...
В. И. ЛЕНИН
•
Трудных наук нет, есть только трудные изложения,
то есть неперевариваемые.
А. И. ГЕРЦЕН
•
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении воспитанников
к умственному труду и что эта обязанность более важна,
нежели передача самого предмета.
К. Д. УШИНСКИЙ
•
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не
развивается инициатива и самодеятельность: учащихся
нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.
Н. А. УМОВ
•
Истинный предмет учения состоит в приготовлении
человека быть человеком.
Н. И. ПИРОГОВ
•
Нет необходимости ругать для того, чтобы учить, ни
оскорблять для того, чтобы быть полезным.
Ф. ЛАРОШФУКО
•
Истинное воспитание состоит не столько в правилах,
сколько в упражнениях.
Ж.-Ж. РУССО
•
Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать
и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее
— наилучшее.
Я. КОМЕНСКИЙ
•
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание
не сделало лучшим.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ
•
В каждом человеке природа всходит либо злаками,
либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает
первое и истребляет вторую.
Ф. БЭКОН
•
Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми
присущими им недостатками, вы никогда не сделаете
их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными
людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на
которой вы хотели бы их видеть.
И. ГЕТЕ
•
Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие
и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти
всегда считают безнадежными: между тем из них обыкновенно
выходят великие люди, если только воспитать их
надлежащим образом.
Я. КОМЕНСКИЙ
•
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади,
только бы их, как следует, воспитать и выездить.
ПЛУТАРХ
•
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать
его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. ХАББАРД
•
Ученик, который учится без желания,— это птица без
крыльев.
СААДИ
•
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. ФРАНС
•
Любознательность создает ученых и поэтов.
А. ФРАНС
•
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там,
где он должен быть,— главная причина отсутствия свободного
времени.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
•
Тот, кто не желает учиться,— никогда не станет настоящим
человеком.
X. МАРТИ
•
Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки
или ремесла, тот никогда не будет способен создать
что-нибудь выдающееся.
И. В. МИЧУРИН
•
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться.
ДЕМОКРИТ
•
Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.
Т. ФУЛЛЕР
•
Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем.
Д. И. ПИСАРЕВ
•
Настоящий ученик учится развивать неизвестное с
помощью известного и тем самым приближается к учителю.
И. ГЕТЕ
•
Оправдывают свое невежество неискусством учителей
только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать
и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами
должны идти.
Н. А. ДОБРОЛЮБОВ