Каждый отдельный человек должник общества за свое
умственное развитие.
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
•
Смысл жизни интеллигента — непрерывное накопление
научного багажа в целях бескорыстного распределения
его в толщах народной массы.
м. ГОРЬКИЙ
•
Хотя науки — фактор, пробуждающий и формирующий
наиболее утонченные способности человеческого сознания,
все же тот, кто учится и исследует лишь для того,
чтобы только знать, не найдет истинного смысла своего
собственного бытия на Земле. Лишь активная деятельность
делает достойным существование человека.
г . ГЕЛЬМГОЛЬЦ
•
Избранники, занимающиеся наукой, должны смотреть
на знание, как на доверенное им сокровище, составляющее
собственность всего народа.
К. А. ТИМИРЯЗЕВ
•
Наука совсем не эгоистическое удовольствие, те счастливцы,
что могут отдаться научным задачам, сами первые
должны отдавать свои знания на службу человечеству.
К. МАРКС
•
...ученый, если он не хочет сам снизить свой уровень,
никогда не должен прерывать своего активного участия в
общественной жизни и не должен сидеть вечно взаперти
в своем кабинете или в своей лаборатории, вроде крысы,
забравшейся в сыр, не вмешиваясь в жизнь, в общественную
и политическую борьбу своих современников.
К. МАРК
•
Сочувствие общественным интересам и живое общение
с ними одни только и могут придать науке истинную полезность
и сделать ее интересною и нужною для общества.
Н. А. ДОБРОЛЮБОВ
•
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает
недостаточно.
Г. ЛИХТЕНБЕРГ
•
Быть ученым еще не значит быть обязательно умным.
Ф. ЭНГЕЛЬС
•
Односторонний специалист есть либо грубый эмпирик,
либо уличный шарлатан.
Н. И. ПИРОГОВ
•
Бывают люди, которым знание латыни не мешает
все-таки быть ослами.
М. СЕРВАНТЕС
•
Одно из величайших бедствий цивилизации — ученый
дурак.
К. ЧАПЕК
•
Образование может превратить дурака в ученого, но
оно никогда не изгладит первородного отпечатка.
П. БОШЕН
•
Недостаточно овладеть премудростью, нужно также
уметь пользоваться ею.
ЦИЦЕРОН
•
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел
применять твои знания к твоим нуждам.
Ф. ПЕТРАРКА
•
Ученые не вправе считать себя кучкой избранных,
чуждых задачам практической жизни. Будучи членами
великой семьи трудящихся, они должны быть озабочены
тем, как используются их открытия.
Ф. ЖОЛИО-КЮРИ
•
Науку часто смешивают со знанием. Это — грубое недоразумение.
Наука есть не только знание, но и сознание,
то есть умение пользоваться знанием как следует.
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ
•
Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.
ЭСХИЛ
•
Знание должно служить творческим целям человека.
Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно
шире и применять в жизни.
Н. А. РУБАКИН
•
Должно стремиться к знанию не ради споров, не для
презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других
целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Ф. БЭКОН
•
Что может быть честнее и благороднее, как научить
других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
КВИНТИЛИАН
•
Два человека бесплодно трудились и без пользы старались:
тот, кто копил богатство и не пользовался им,
и тот, кто учился наукам, но не применял их.
СААДИ
•
Быть человеком — значит не только обладать знаниями,
но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие
делали для нас.
Г. ЛИХТЕНБЕРГ
•
У нас не может быть науки, разъединенной с жизнью:
это противно нашему характеру.
А. И. ГЕРЦЕН
•
Дело науки — служить людям.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
•
Достоинство искусства и достоинство науки в бескорыстном
служении на пользу людей.
Д. РЕСКИН
•
Деятельность научная и художественная в ее настоящем
смысле только тогда плодотворна, когда она не знает
прав, а знает одни обязанности.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
•
Наука имеет чрезвычайно осязательную, так сказать,
хлебную важность.
К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
•
Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это
уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он
еще должен сделать.
И. ФИХТЕ
•
Удовлетворенный тем, что уже совершено, никогда
не прославится своими последующими свершениями. Он
уже умер и порастает травой.
К. БОУВИ
•
Воля, которая устремляется к познанию, никогда не
удовлетворяется оконченным делом.
ДЖ. БРУНО
•
Беспокойство — это неудовлетворенность, а неудовлетворенность
— первейшее условие прогресса. Покажите мне
совершенно удовлетворенного человека, и я вам открою
в нем неудачника.
Т. ЭДИСОН
•
Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря
на препятствия.
Н. И. ЛОБАЧЕВСКИЙ
•
Нехитрое дело попасть ногою в проложенный- след;
гораздо труднее, но зато и почетнее, прокладывать путь
самому.
Я. КОЛАС
•
Мои последователи должны опережать меня, противоречить
мне, даже разрушать мой труд, в то же время продолжая
его. Только из такой последовательно разрушаемой
работы и создается прогресс.
и. В. МИЧУРИН
•
Открытия рождаются там, где кончается знание учителя
и начинается новое знание ученика.
К. А. ФЕДИН
•
В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот
может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась
усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
К. МАРКС
•
Слово «трудность» совершенно не должно существовать
для творческого ума.
Г. ЛИХТЕНБЕРГ
•
Ни одного великого дела не совершено нерешительными
людьми, стремящимися к обеспеченному успеху.
Д. ЭЛИОТ
•
Мы должны быть мужественней и не прекращать своей
деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять
их.
К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
•
В науке нет другого способа приобретения, как в поте
лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремления всем сердцем
не заменяют труда.
А. И. ГЕРЦЕН
•
Всякое начало трудно,— эта истина справедлива для
каждой науки.
К. МАРКС
•
Большого напряжения и великой страсти требует наука
от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших
исканиях.
И. П. ПАВЛОВ
•
Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность
является основной добродетелью ученого.
Л. ФЕЙЕРБАХ
•
В любой профессии любовь к ней является одним из
условий успеха, но это особенно справедливо для научно-
исследовательской работы.
И. ЖОЛИО-КЮРИ
•
Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает,
тот и не получает.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ
•
Кто не пользуется своими духовными силами, того они
покидают.
Я. РАЙНИС
•
Во всех философских и научных лагерях есть мародеры
и паразиты, которые не только не создают мыслей
сами, но даже не передумывают чужих мыслей, а только
затверждают их, чтобы потом разбавлять готовые темы
ушатами воды и составлять таким образом статьи и
книги.
Д. И. ПИСАРЕВ
•
В слове «ученый» иногда заключено лишь понятие
того, что человека многому учили, но не то, что он сам
чему-то научился.
Г. ЛИХТЕНБЕРГ
•
Наука — океан, открытый как для ладьи, так и для
фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой
удит в нем сельдей.
Э. БУЛВЕР-ЛИТТОН
•
Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос
пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу;
но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает,
он проникается смирением и опускает голову.
М. МОНТЕНЬ
•
Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет
ни того, ни другого.
Э. ХЕМИНГУЭЙ
•
Как для одних наука кажется небесною богиней,
Так для других — коровой жирною, что масло им дает.
Ф. ШИЛЛЕР
•
К сожалению, весьма многие из так называемых «ученых
» относятся к науке, как к дойной корове, которая
обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что
делает из ученых ремесленников и иногда даже просто
шарлатанов.
Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЙ
•
Уменье соединить широкий теоретический горизонт,
общую теорию и абстракцию со здоровым практицизмом
— это лучший и едва ли не единственный способ помочь
наукой своему народу.
С. И. ВАВИЛОВ